Для правильного выбора охранного комплекса надо знать, какие риски подстерегают автовладельца в настоящее время. Давайте постараемся рассмотреть их все и попробовать защититься от них.
Все угоны можно разделить на две группы:
1. угоны, совершаемые с использованием человеческого фактора
2. угоны, совершаемые при помощи технических средств.
Угоны при помощи человеческого фактора — одни из самых распространенных и наиболее простых методов завладения автомобилем. Почему? Да потому, что не требуется дорогостоящая техника и высококвалифицированные исполнители. Возможно применение несовершеннолетних, уголовная ответственность для которых не предусматривается. Да и доказать преступный сговор между соучастниками преступления также проблематично.
1. Кража ключей и брелка от автосигнализации.
Очень часто угонщики работают в паре с карманниками. Это наиболее распространенный метод. Совершается в торговых центрах, в кафе и прочих местах массового скопления народа. Очевидно, что если в руках у злоумышленников оказались ключи от автомобиля и брелок от сигнализации, то проникновение в автомобиль у них займет минимум времени. Если на автомобиле ничего, кроме сигнализации не установлено, то этот автомобиль уже никогда не вернется к своему законному владельцу. Мало того, данный поворот событий — настоящий кошмар для автовладельцев, страхующих свой авто по КАСКО. Дело в том, что для признания угона страховым случаем, страховая компания потребует предоставить полный комплект ключей от застрахованного автомобиля. Если комплект не полный- автовладелец остается и без авто, и без страховки…
Так что запомните — КАСКО защищает от ущерба, а не угона!!!
Как защититься от данного вида угона? Нужно иметь несколько рубежей защиты.
Во-первых, необходима дополнительная авторизация после снятия с охраны. Например, система сигнализации должна иметь метку. Или совместно с сигнализацией должен быть установлен меточный иммобилайзер (метку от него, естественно, нужно носить отдельно от ключей автомобиля). Также, авторизация может осуществляться набором дополнительного кода при помощи кнопки, установленной в салоне, или при помощи штатных кнопок автомобиля.
Во-вторых, желательно иметь оповещение на мобильный телефон о снятии системы сигнализации с охраны. Конечно, не многие автовладельцы желают получать смс или звонки о снятии с охраны, но это — дополнительная безопасность и спокойствие. Мало того, если уж получен сигнал о несанкционированном снятии с охраны, то можно дать команду на остановку автомобиля.
В-третьих, необходимо иметь дополнительные механические блокираторы. Если уж угонщик попал в автомобиль и завел его, чтобы он не мог беспрепятственно двинуться на нем. Ключ от блокиратора, конечно же, нужно хранить отдельно от ключа автомобиля.
2. Отвлечение или выманивание автовладельца из заведенного автомобиля, снятого с охраны.
Данный сюжет может развиваться по- разному. Спущенное колесо, привязанные банки, волочащиеся за машиной или имитация легкого ДТП. Суть одна — чтобы водитель, подвергшийся внезапному стрессу, вышел из автомобиля. Поджидающий неподалеку злоумышленник быстро проникает в салон и уезжает. Все просто…
Защитой от такого действия может служить привычка ВСЕГДА глушить машину, выходя из нее. Но под воздействием стресса, привычки не всегда работают, поэтому, опять желательна метка, которую охранная система начинает искать по началу движения. Или кодонаборный иммобилайзер. Не помешает также наличия GSM модуля, при помощи которого можно дать команду на блокировку двигателя.
3. Агентура. Подготовка автомобиля к угону на станции технического обслуживания или автомойке.
Данный метод также достаточно распространен. Угонщики работают совместно с нечистыми на руку автосервисами. В этом случае в систему сигнализации прописываются дополнительные брелки, метки. В систему штатного иммобилайзера прописывается еще один ключ (или делается его клон), могут быть отключены блокировки, обезврежены блокираторы капота и автомата.
Естественно, когда у угонщиков появляется такой дополнительный комплект- увести “подготовленную“ машину — время нескольких секунд.
Для защиты в данном случае достаточно просто быть бдительным. Всегда переводить охранный комплекс в режим автосервиса. Брелки и метки не оставлять! Очень эффективно использование систем, где нет возможности прописки меток и брелков без специального оборудования. После посещения автосервисов ВСЕГДА проверяйте охранные функции своего комплекса: как работают блокировочные реле, механические блокираторы, сколько брелков и меток записано в систему. Никому не говорите ПИН-коды своей охранной системы. Никогда не рассказывайте какое противоугонное оборудование установлено.
4. Разбойное нападение.
Характеризуется применением физической силы или оружия к автовладельцу. Статьи УК РФ предусматривают достаточно суровое наказание за подобное преступление, поэтому идут на него, как правило, самые отмороженные персонажи.
Зачастую разбои сопровождаются пытками автовладельцев на предмет установленных в их авто систем защиты, с последующей поездкой жертвы в багажнике или на заднем сиденье.
Бороться с таким методом не стоит. Машина — всего лишь железо, а жизнь стоит несоизмеримо дороже. Существуют методы, позволяющие найти автомобиль в последствии — системы мониторинга местоположения и слежения. Эффективно также применение дистанционной блокировки, например с телефона (наличие GSM модуля).
Теперь рассмотрим угоны при помощи технических средств.
Данные методы можно разделить на грубые и умные.
1.Грубые.
Взлом
Сопровождаются нарушением целостности штатных узлов и проводки автомобиля.
Угонщик при помощи специального свертыша проникает в салон автомобиля.
Нейтрализует сирену при помощи молотка или отрывания проводов, подходящих к ней.
При помощи тех же свертышей ломается личинка замка зажигания, для определения симптомов, почему машина не заводится.
Далее начинается поиск блокировочных реле, мешающих несанкционированному запуску двигателя.
Если процесс поиска блокировок затягивается- машину проще либо бросить, либо укатить на троссе. В любом случае, против угонщика всегда работает время. И чем больше времени потребуется на угон автомобиля, тем менее интересным он становится злоумышленникам.
Защитой от таких посягательств является: применение средств оповещения (двусторонняя связь, а еще лучше оповещение на телефон владельца). Как известно системы с двухсторонней связью имеют ограниченную дальность действия. Брелок с экраном может быть украден, а также может банально оказаться в шкафу в кармане, откуда его не будет слышно.
Обязательно наличие блокиратора капота. Его задача закрыть доступ не только к сирене и аккумулятору, но и к блокировкам, выполненным под капотом.
Для осложнения задачи по поиску блокировок, монтаж охранной системы должен быть выполнен максимально скрытно. Блокировочные реле необходимо размещать в труднодоступных местах. Желательно применение беспроводных или цифровых реле, не отключающихся простым сигналом (плюсовым или минусовым).
Против укатывания автомобиля на веревке с места угона очень эффективны блокираторы рулевого вала или блокираторы АКПП.
Угоны со своим контроллером (смена мозгов).
Данный вид угонов характерен для автомобилей, владельцы которых полагаются на эффективность штатных противоугонных средств. Ввиду того, что все штатные противоугонные средства, ввиду требований корректной работы с бортовыми системами автомобиля, завязаны на электронный блок управления двигателем, именно он и является фактором, препятствующим угону авто.
Следовательно, именно контроллер управления двигателем является мишенью для жуликов. Средством, которое позволяет отмеченным лицам обойти штатный иммобилайзер является блок управления двигателем от аналогичного автомобиля, в котором ФУНКЦИИ ИММОБИЛАЙЗЕРА УЖЕ ОТКЛЮЧЕНЫ и остается лишь заменить им аналогичный блок, уже стоящий в угоняемом авто с завода.
Вариантом является так же замена всего комплекта – чип, иммобилайзер, блок управления двигателем. Да и под капотом, как правило, мозги двигателя стоят на видном и доступным для замены месте.
Поэтому не стоит полагаться на штатную охрану. Необходимо защитить блок управления двигателя, как минимум блокиратором капота. Крайне желательна установка блокировочных реле, спрятанных в проводке автомобиля и не дающих несанкционированно запустить двигатель. Этими реле может управлять как система сигнализации, так и дополнительный иммобилайзер.
Умные угоны
Умные угоны – это совершенно другой уровень работы криминала. Как правило, такие угоны выполняются организованными группами преступников. В составе таких групп помимо разведки (поиск и выслеживание автомобилей для угона) и прикрытия (страховка при угоне, прослушка милицейских каналов связи, наблюдение, подставные автомобили нарушители – для отвлекающих действий) есть подготовленные специалисты, отлично разбирающиеся в устройстве автомобилей и охранных систем. Более того, данные специалисты оснащены по последнему слову техники.
Задача этих людей – обмануть штатные и дополнительные охранные системы и не более того.
Перегоном авто в отстойник занимаются другие, более дешевые для криминала персонажи, в том числе несовершеннолетние.
Как же получается у таких специалистов обезвредить охранные системы ничего не разбирая в автомобиле?
Сканирование
Принцип действия сканера достаточно прост. Он перехватывает посылку от брелка сигнализации и запоминает ее (записывает в память). После этого угонщику достаточно воспроизвести эту посылку и система сигнализации снимется с охраны. Надо признать, что такой метод действует только на очень старые системы сигнализации с совершенно устаревшей системой кодирования. Производители охранных систем давно ушли от этого и разработали так называемый динамический код. Его суть состоит в том, что каждая предыдущая посылка уже не воспринимается системой как действительная.
С этим угонщики тоже разобрались достаточно быстро. Самый тупой и простой метод- постановка глухой помехи. При попытке автовладельца поставить сигнализацию на охрану, угонщики включают мощный источник помех. Их целью является не дать поставить систему на охрану. Помучавшись и убедившись, что проклятая сигнализация “сломалась”, раздосадованный хозяин машины запирает ее ключом и уходит, оставив на радось жуликам. Далее в ход идет свертка и пр…
Для борьбы с этим методом, неплохо уметь ставить систему на охрану без брелка (например при помощи сервисной кнопки), или иметь дополнительный рубеж в виде иммобилайзера (меточный или кодонаборный). Естественно, наличие механических блокираторов рулевого вала или автомата, также поможет не дать угнать авто.
Другой, более изящный способ борьбы с системами автомобильной безопасности – использование код замещающих грабберов. Принцип работы, этих устройств заключается в том, что угонщиками записываются две, следующие друг за другом посылки от брелка сигнализации, одна из которых используется затем для снятия авто с охраны. На практике это выглядит следующим образом – владелец авто выходит из машины и нажимает кнопку постановки на охрану, машина не реагирует, автомобилист нажимает кнопку брелка еще раз, другой, третий опять ноль эмоций, и вдруг, о чудо, авто сам ставится на охрану. Владелец, как ни в чем не бывало, идет по своим делам, а, вернувшись к месту парковки, не может найти либо свой автомобиль, либо содержимое его багажника. На самом деле, угонщики в момент постановки авто на охрану поставили мощную помеху на частоте брелка и, на своем оборудовании записали два последовательно переданных сигнализацией кода постановки/снятия (характерно для широко разрекламированных систем, где команды постановки и снятия подаются одной кнопкой), затем сняли помеху и воспроизвели первый из записанных сигналов. Автомобиль встал на охрану, владелец ушел, а у жуликов остался записанным второй (соответствующий команде отпирания) код посылки брелка. Т.к. этот, сформированный родным брелком, код еще не был получен центральным блоком сигнализации, он все еще считается действительным и позволяет снять с охраны машину беспечного автовладельца. Вот так изящно и работают код замещающие грабберы, представляющие собой 100% эффективное средство для систем с однокнопочной реализацией постановки/снятия, не использующих т.н. тайм коды, действие команд которых ограничивается несколькими секундами после нажатия на кнопку брелка.
Самым простым методом противодействия грабберам является применение систем, у которых постановка на охрану и снятие с охраны, осуществляется разными кнопками. Ну и, естественно, бдительность. Если система сигнализации не реагирует на команду постановки- не надо давить на все кнопки подряд. Ставите на охрану — ставьте. Оглянитесь по сторонам- может увидите что-то подозрительное. Или, проще, переставьте машину на другое место.
Хакинг
Метод вычисления кодов любых сигнализаций по нескольким перехваченным посылкам отнесем к научной фантастике т.к. реально расшифровать сложную систему кодирования по нескольким посылкам – задача сложная, если сказать даже не решаемая, даже для современной вычислительной техники. НО СРАЗУ СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ЭТО ОТНОСИТСЯ ТОЛЬКО К СИСТЕМАМ ОТВЕТСТВЕННЫХ К СВОЕЙ РАБОТЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. Т.к. весьма многие производители, используя кастрированные до безобразия версии ставшего фактически стандартом кода кейлок, занимаются профанацией потребителей, подсовывая им системы, в которых количество бит динамической составляющей кода составляет …………… целых 4 (или, что проще сказать имеет 64 возможные комбинации). Кроме того, сказать, что кейлок взломан просто некорректно т.к. он просто был выложен в открытом виде на сайте компании производителя. Все дело в том, что полноценно он используется, увы, далеко не всегда.
“Невзламываемось” килока обеспечивается его полноценной реализацией, а также, индивидуальными ключами шифрования для каждого брелка/ метки, а не как у многих тайванских производителей, единых для всего модельного ряда.
Таким образом, защититься от хакинга можно очень легко. Необходимо выбирать для защиты автомобиля системы с полноценно используемым кодом, или с диалоговым кодом.
Еще одним из методов угона автомобиля, оборудованных системой безключевого доступа, является удлинение радиоканала между владельцем и автомобилем. Суть этого способа состоит в том, что рядом с смарт- ключем автомобиля располагается приемник, а с автомобилем- передатчик. Машина думает, что ключ находится рядом с ней, и снимается с охраны и открывается. Далее нажатие на кнопку СТАРТ и можно ехать.
Естественно, защититься от этого можно либо запретив сниматься с охраны без наличия дополнительной несканируемой метки, либо дополнительным опросом несканируемой метки после снятия с охраны. Также не плох вариант использования механического блокиратора рулевого вала или АКПП. По крайней мере, никто рядом с кафе или супермаркетом не будет ломать замки и пытаться обойти блокировки.
Вот мы и рассмотрели возможные методы угона автомобиля и сами ответили на вопросы, как же защитить автомобиль от угона:
1. Не надеяться на штатную охрану
2. Не надеяться на КАСКО. КАСКО- это средство против ущерба, а не угона. В случае кражи ключей она не поможет.
3. Использовать не сканируемую систему сигнализации
4. Использовать обратную связь (лучше на мобильный телефон, поскольку он всегда с собой, брелок с экраном может быть украден или забыт в шкафу в кармане)
5. Использовать дополнительную авторизацию владельца после снятия с охраны (метка или кодонаборный переключатель)
6. Для защиты сирены, аккумулятора, беспроводных блокировок, выполненных под капотом, использовать блокиратор капота (механический или электромеханический). Он же помешает обойти блокировки пробросом дополнительной проводки.
7. Для защиты от утягивания машины на веревке использовать блокиратор рулевого вала или АКПП.
Помните — время и неизвестность работают против угонщиков. Только эти 2 фактора суммарно могут сделать угон автомобиля нецелесообразным. Жуликам будет проще оставить хорошо защищенный автомобиль и пойти искать менее защищенный. Никто из них, столкнувшись с неожиданным препятствием, не будет пытаться разобраться с ним в сжатые сроки, отведенные для угона автомобиля.